Деятельность МОООПСоциальное партнерствоПрофсоюзный Смотр-КонкурсЗаседание Штаба по оперативному решению вопросов в сфере занятости населения и обеспечению стабильности на рынке труда Московской области.Решения Московской областной трехсторонней комиссииВеличина прожиточного минимумаОхрана трудаЮридическая помощьРабота с молодежьюОздоровление детейКультурно-спортивные мероприятияКонкурсы и положенияНаградыЧАСТИЧНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ |
О практике работы профсоюзных организаций внебюджетных отраслей промышленности по включению в коллективные договоры и отраслевые Соглашения обязательств по индексации заработной платы работниковПриложение №1 Информация «О практике работы профсоюзных организаций внебюджетных отраслей промышленности по включению в коллективные договоры и отраслевые Соглашения обязательств по индексации заработной платы работников» Заработная плата представляет собой один из основных факторов социально – экономической жизни каждого коллектива и человека. Высокий уровень заработной платы может оказать благотворное влияние на экономику в целом, обеспечивая высокий спрос на товары и услуги. В современных экономических условиях повышение и индексация заработной платы является одной из основных задач профсоюзов. На практике мало кто из работодателей горит желанием повышать заработную плату своим работникам. И тем не менее такая обязанность на работодателя возложена. В каких случаях работодатель должен в обязательном порядке повысить зарплату сотруднику и как это делается? Индексация заработной платы - это одна из форм повышения уровня реального содержания (покупательной способности) оплаты труда в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в условиях инфляции. Об индексации заработной платы прямо сказано в Трудовом кодексе РФ. В статье 134 ТК РФ указано, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Таким образом, в отношении бюджетных организаций данная статья содержит ясную отсылку к нормам трудового права. В отношении же частных организаций требования сформулированы настолько неопределенно, что оставляют простор для двух прямо противоположных толкований. С одной стороны, порядок индексации устанавливается коллективными договорами, соглашениями и локальными актами, из чего можно сделать вывод о том, что и сам факт индексации остается на усмотрение работодателя. С другой стороны, ТК РФ предусмотрена индексация зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги не только для бюджетных организаций, но и для бизнеса, из чего можно сделать вывод о том, что к полномочиям работодателя относится не установление индексации (которая является его обязанностью), а определение порядка учета роста цен при индексации заработной платы. Так, индексация может производиться в соответствии с индексом потребительских цен, определенным по методическими рекомендациями Госкомстата России, или же на величину инфляции, указанную в законе о федеральном бюджете или бюджете того региона, на территории которого работает предприятие. В каждом из трех указанных вариантов размер индексации будет разным. Наконец, еще одной неопределенностью, не разрешенной в формулировке ст. 134 ТК РФ, является периодичность, с которой должна осуществляться индексация. Это вопрос на практике является важным: ведь если ежеквартальная или даже ежегодная индексация зарплаты возлагает на работодателя безусловные финансовые обязательства, то индексация один раз в пять лет является не более чем бонусом за лояльность фирме, причем в условиях российской действительности и повсеместной текучки кадров на бонус этот могут рассчитывать немногие. Обязанность работодателя. Роструд еще в письме от 19.04.2010 N 1073-6-1 при толковании нормы ст. 134 ТК РФ пришел к выводу, что законодатель устанавливает и для работодателя, не финансируемого из государственного или муниципального бюджета, безусловную обязанность осуществлять индексацию. Причем в том случае, если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен порядок индексации, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, необходимо внести соответствующие дополнения в действующие в организации локальные нормативные акты. На справедливость этого вывода указано в Определении Конституционного суда РФ от 17.06.2010 N913-0-0. По мнению суда, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников, предусмотренную ст. 130 ТК РФ. Абзацем 3 этой статьи в систему государственных гарантий по оплате труда работника включены «меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы». Кроме того, абз. 7 ст. 2 ТК РФ в качестве одного из принципов трудового законодательства установлено обеспечение права каждого работника на справедливую заработную плату. На основании анализа ст. 2, 130 и 134ТК РФ Конституционный суд РФ делает вывод о том, что индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивают им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя, и не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие их конституционные права. Таким образом, можно утверждать, что и Рострудом, и Конституционным судом РФ было подтверждено сложившееся толкование ст. 134 ТК РФ как возлагающей на любого работодателя обязанность индексировать заработную плату. И хотя это толкование до сих пор не закреплено в нормативных правовых актах, организациям необходимо учитывать его при рассмотрении вопроса об определении заработной платы работников. Статьей 192 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в Госдуму одновременно с предложениями о порядке индексации заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений в очередном финансовом году и плановом периоде. Несмотря на это требование, в настоящее время в открытом доступе отсутствуют нормативные акты, устанавливающие порядок индексации зарплаты работников бюджетных организаций. Аналогичным образом и в большинстве отраслевых соглашений раздел о порядке индексации заработной платы работников отрасли содержит отсылку к коллективным договорам и локальным нормативным актам. Однако помимо этого при индексации могут использоваться и инфляционные показатели - как федеральные, так и региональные. Региональные показатели инфляции, которые в настоящее время позволяют наиболее адекватно оценивать покупательную способность денежных средств в той или иной местности, устанавливаются региональными нормативными актами. Однако, официальные данные по инфляции не только не совпадают с официальным индексом роста цен, но и неоднократно меняются в течение года, что делает его использование менее удобным для определения параметров индексации заработной платы. В этих условиях работодателям, очевидно, выгоднее использовать наиболее "экономный" из альтернативных показателей изменения покупательной способности зарплаты, коль скоро нормами ТК РФ ему прямо предоставлено такое право. Работодатель же определяет и периодичность проведения индексации в том случае, если отраслевым соглашением или коллективным договором прямо не установлена определенная периодичность индексации. Несмотря на трудовое законодательство, многие работодатели не горят желанием производить обязательную индексацию заработной платы своим работникам. В этом случае действия работодателя могут быть обжалованы работником в суде. Кроме того, в соответствии со ст. 353 ТК РФ работник может обратиться за защитой своих трудовых прав в прокуратуру и федеральную инспекцию труда (Федеральную службу по труду и занятости). Соответствующее заявление можно подать как с помощью сайта данных учреждений, так и при личном обращении в их территориальные органы. За нарушение законодательства о труде и об охране труда ст. 5,27 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Должностных лиц могут обязать уплатить штраф в размере от 1000 до 5000 руб., юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. При этом вместо уплаты штрафа в отношении юридических лиц возможно административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток. Однако при оспаривании отказа работодателя от осуществления индексации заработной платы на основании ст. 134 ТК РФ работнику сложнее всего будет сформулировать финансовые параметры претензии. Законодатель, установив обязанность работодателя по осуществлению индексации, не конкретизировал требования к ее параметрам ни в законе, ни в подзаконных нормативных актах. В этих условиях работник может требовать от работодателя лишь принятия локального акта, в котором будет установлен порядок индексации. И лишь после принятия такого акта (или локального соглашения) у работника возникают основания требовать соблюдения данных актов. Таким образом, при существующем законодательном регулировании даже предусмотренная законом обязанность индексировать заработную плату фактически не обременяет работодателя финансовыми затратами по ее исполнению. Законопослушный работодатель, реализуя предусмотренную законом индексацию, имеет все основания позиционировать ее как свое конкурентное преимущество на рынке труда. В том случае, если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты. Конкретная форма индексации устанавливается коллективным договором. Трудовое законодательство весьма лаконично регулирует вопросы индексации, не устанавливая каких-либо специальных требований к порядку ее проведения (порог, периодичность, минимальная величина и т.п.). Законодатель ограничился лишь указанием на обязательность индексации зарплаты, поставив механизм ее осуществления в зависимость от источников финансирования работодателя. К примеру, организации, финансируемые из бюджетов, производят индексацию оплаты труда сотрудников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами о труде, а все другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами!. Так, предложения о порядке индексации зарплаты работников федеральных казенных учреждений, а также денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих в очередном финансовом году и плановом периоде вносятся в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В отношении работодателей, не получающих финансирования из соответствующих бюджетов, Роструд еще в 2010 году разъяснил, что они тоже обязаны индексировать зарплату. Причем если в локальных нормативных актах таких работодателей порядок индексации не предусмотрен, то в эти акты необходимо внести соответствующие изменения (дополнения). Позднее аналогичную позицию поддержал и Конституционный Суд РФ. Опираясь на соотношение рассматриваемого нами явления и величины показателей роста потребительских цен, индексацию оплаты труда можно условно разделить на 3 разновидности: 1. Пропорциональная индексация (строго пропорциональна величине индекса роста потребительских цен). Например, при уровне годового индекса роста потребительских цен в 6% заработная плата сотрудников пропорционально увеличивается по итогам года на 6%. 2. Опережающая индексация (превышает величину индекса роста потребительских цен). Например, при уровне годового индекса роста потребительских цен в 6% зарплата работников опережающими темпами была увеличена по итогам года на 8%. 3. Частичная индексация (меньше величины индекса роста потребительских цен). Например, при величине годового индекса роста потребительских цен 6% зарплата сотрудников частично индексирована по итогам года на 3%. На практике чаще всего применяется пропорциональная индексация оплаты труда. Опережающая и частичная встречаются гораздо реже, но законом они не запрещены. Способы индексации и ее документальное оформление Поскольку порядок индексации заработной платы, как было ранее отмечено, трудовым законодательством не установлен, работодатели, не относящиеся к организациям, финансируемым из соответствующих бюджетов, должны сформулировать свои условия и правила ее проведения, закрепив их в коллективном договоре, соглашении или локальных нормативных актах. Чаще всего индексация зарплаты производится путем повышения тарифных ставок или должностных окладов (например, на величину коэффициента инфляции или индекса роста потребительских цен). Это первый вариант. Второй вариант - единовременная выплата работникам денежной суммы, эквивалентной индексу роста потребительских цен в периоде, за который производится индексация (квартал, полугодие, год и т.п.). Юридическое оформление индексации заработной платы сотрудников будет зависеть от того, какой ее вариант был использован работодателем. Индексация оплаты труда, производимая путем повышения тарифных ставок или должностных окладов сотрудников, неизбежно приводит к соответствующим изменениям в штатном расписании и трудовых договорах. Напомним, что условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) обязательны для включения в трудовой договор. По этой причине индексация, проведенная путем увеличения размера тарифных ставок и окладов, должна найти обязательное отражение в трудовых договорах работников и штатном расписании работодателя. По общему правилу любое изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по письменному соглашению между работником и работодателем. Это значит, что индексация, осуществленная первым способом, потребует оформления следующих кадровых документов: - приказ работодателя о проведении индексации заработной платы; - приказ работодателя о внесении изменений в штатное расписание (в части размеров тарифных ставок, окладов); - письменные дополнительные соглашения к трудовым договорам сотрудников, в которых будут отражены скорректированные в связи с индексацией размеры тарифных ставок (окладов). Индексация, проведенная вторым способом (то есть путем выплаты сотрудникам единовременной денежной суммы), не приводит к необходимости корректировать штатное расписание и трудовые договоры. Ведь в данном случае сами условия оплаты труда работников (тарифные ставки, оклады, надбавки, доплаты, премии и др.) в результате проведения индексации не изменяются. Поэтому индексация, производимая вторым способом, потребует лишь оформления приказа работодателя о единовременной выплате работникам денежной суммы в связи с проведением в организации (или у ИП) индексации зарплаты. Не следует забывать, что при любом варианте индексации сотрудники должны быть ознакомлены под роспись с издаваемыми приказами, поскольку работодатель обязан таким образом знакомить работников со всеми принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Способы проведения обусловливают не только документальное оформление, но и юридические последствия индексации заработной платы. К примеру, как она влияет на порядок расчета среднего заработка работников? Индексация заработной платы, проведенная путем применения увеличивающих коэффициентов к тарифным ставкам или должностным окладам всех сотрудников (то есть первым способом), фактически приводит к увеличению таких ставок и окладов. При повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников также подлежит повышению, то есть индексируется. Средний заработок индексируется с использованием коэффициента повышения, который рассчитывается путем деления вновь установленных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения и ежемесячных выплат на установленные ранее тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и ежемесячные выплаты. Алгоритм индексации среднего заработка зависит от того, когда произошло повышение зарплаты. Если повышение произошло в расчетном периоде, то выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на соответствующие коэффициенты. Они рассчитываются делением тарифной ставки (оклада), установленной в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, на тарифную ставку (оклад), установленную в каждом из месяцев расчетного периода. Если повышение произошло после расчетного периода, но до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, то повышается весь средний заработок, исчисленный за расчетный период. Если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, то индексируется часть среднего заработка начиная с даты увеличения тарифной ставки (оклада) до окончания периода, за который сохраняется средний заработок. Кроме того, при проведении индексации среднего заработка нужно иметь в виду следующее: 1. Средний заработок индексируется только в случае, когда повышение произошло одновременно и в целом по организации (филиалу или иному структурному подразделению). Если же индексация заработной платы путем повышения тарифных ставок (окладов) коснулась лишь отдельных работников или проводилась не одновременно, а поэтапно, оснований для индексации среднего заработка уже не будет. 2. При индексации среднего заработка учитывают тарифные ставки, оклады, денежное вознаграждение и выплаты, принятые к тарифным ставкам (окладам, денежному вознаграждению) в фиксированном размере (проценты, кратность). Так, если работнику установлена надбавка в размере 30% от оклада, то при индексации среднего заработка должны быть учтены и сумма оклада, и сумма надбавки. 3. Выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность), при индексации среднего заработка не учитываются. Например, если сотруднику предусмотрена надбавка в размере от 10 до 30% от оклада, то при индексации среднего заработка должна быть учтена только сумма оклада. 4. Выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в абсолютных размерах, при индексации среднего заработка опять- таки не учитываются. Например, если сотруднику положена надбавка к окладу в размере 3000 руб., то при индексации среднего заработка должна быть учтена только сумма оклада. Если же индексация заработной платы проведена путем единовременной выплаты сотрудникам денежной суммы (то есть вторым способом), то в дальнейшем при определении среднего заработка данная выплата будет участвовать в расчете при соблюдении двух условий: - она должна быть начислена в расчетном периоде (12 месяцев перед месяцем наступления случая, в связи с которым сохраняется средний заработок) - она должна быть предусмотрена системой оплаты труда. Иными словами, использование второго варианта не приводит к необходимости индексации средней заработной платы, а всего лишь может увеличить количество начисленных сотрудникам выплат, участвующих в расчете их среднего заработка. Индексация зарплаты: право или обязанность работодателя? Обязана ли не бюджетная организация индексировать зарплату работников и предусматривать в локальных нормативных актах и трудовых договорах соответствующие условия? В систему государственных гарантий по оплате труда работников включаются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Одной из таких мер является индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. В юридической литературе подчеркивается, что индексация "помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень снижения. Таким образом обеспечивается государственная защита покупательной способности заработной платы". Другими словами, индексация позволяет увеличить оплату труда в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, сохранив ее покупательную способность. А потому проводится она только тогда, когда этот рост имеет место. Согласно статье 134 ТК РФ порядок индексации зависит от источников финансирования организаций: "Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами". К сожалению, единства мнений по вопросу применения норм об индексации зарплаты во внебюджетной сфере до настоящего времени не достигнуто. Дискуссия ведется по поводу степени их обязательности для работодателей. Одни специалисты полагают, что статья 134 ТК РФ не обязывает работодателей, которые не являются бюджетными организациями, индексировать работникам зарплату, если это не предусмотрено в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте. Другие исходят из того, что эта статья ТК РФ является императивной (обязательной) во всех случаях. А потому указанные работодатели должны обеспечить включение условия об индексации в коллективный договор, соглашение или локальный нормативный акт. Буквальное толкование рассматриваемой нормы свидетельствует в пользу сторонников второй точки зрения, так как законодатель прямо указывает на то, что работодатели "производят" индексацию заработной платы, а не "могут ее производить". То есть норма сформулирована императивно. Аналогичную позицию поддерживает и Роструд, который в одном из своих недавних имеем подчеркнул: «Действующим законодательством порядок индексации не установлен. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию. В том случае, если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты". В этом же ключе складывается и практика проведения органами государственной инспекции труда проверок работодателей, не относящихся к бюджетным организациям. Отсутствие в их локальных нормативных актах (или в коллективных договорах) правил индексации зарплаты квалифицируется как нарушение требований трудового законодательства. В судебной практике к рассматриваемому нами вопросу совсем недавно обратился Конституционный Суд РФ, который в одном из своих определений, касающихся статьи 134 ТК РФ, указал: "В силу предписаний статей 2, 130 и 134 данного Кодекса индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору". Иначе говоря. Конституционный Суд исходит опять-таки из того, что право работника на индексацию зарплаты не зависит от усмотрения работодателя (то есть от того, включил ли работодатель соответствующие положения в свои локальные нормативные акты). Получается, что и контролирующие органы, и судебная практика применения статьи 134 ТК РФ демонстрируют приверженность второй точке зрения. Поскольку какие-либо требования к условиям, порядку и механизму проведения индексации зарплаты во внебюджетных организациях действующим законодательством РФ не установлены, при принятии соответствующих локальных нормативных актов такие работодатели свободны в том, каким образом они будут решать все эти вопросы. На практике индексация производится периодически (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) - в зависимости от увеличения МРОТ либо в зависимости от динамики роста индекса потребительских цен, который официально публикуется государственными органами статистики. Например, условие об индексации зарплаты может быть сформулировано в локальном нормативном акте (коллективном договоре) так: "1. В целях повышения уровня реального содержания заработной платы работников в организации производится ее индексация в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. 2. Индексация заработной платы производится ежеквартально при условии, что индекс роста потребительских цен в регионе превысил в расчетном периоде 2 процента. При этом используются официально опубликованные данные Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов. 3. Размер и порядок индексации заработной платы определяются приказом генерального директора. Приказ должен быть издан не позднее месяца после окончания расчетного периода". Таким образом, работодатели, не являющиеся бюджетными организациями, обязаны индексировать зарплату работников, а также предусматривать условия и порядок ее проведения в своих локальных нормативных актах, регулирующих вопросы оплаты труда (либо в коллективном договоре, соглашениях). Индексация заработной платы (и других доходов) производится тогда, когда индекс потребительских цен превышает так называемый порог индексации потребительских цен. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Резюмируя сказанное, мы можем порекомендовать с учетом позиции Конституционного суда РФ и Роструда во избежание споров все же установить порядок индексации в локальном акте. В качестве конкретных примеров были рассмотрены организации внебюджетных отраслей 8-ми областных организаций профсоюзов: Мособлхимпрофсоюза, Горно-металлургического профсоюза, Эектропрофсоюза, авиапрома, машиностроителей, работников лесных отраслей, радиоэлектронной и оборонной промышленности. С целью ознакомления с работой профсоюзных организаций по проведению индексации заработной платы. были организованы выезды на 2 предприятия Московской областной организации Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности. Результаты следующие: По итогам первого полугодия 2016 года средняя заработная плата работников отрасли составляет 47125 руб. Индексация заработной платы проводится во многих организациях отрасли, в соответствии с Московским областным отраслевым соглашением по организациям оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2015-2017 годы, гдепунктом 3.2.5. предусмотрено: «Работодатели производят индексацию тарифных ставок (окладов) один раз в год на основе официально устанавливаемого в Московской области индекса роста потребительских цен на товары и услуги…». На основании данного соглашения вопрос индексации заработной платы работникам отражается в коллективных договорах предприятий. В организациях «боеприпасов и спецхимии», например, в АО «Научно-исследовательский инженерный институт», г. Балашиха в феврале 2016 года на основании приказа от 28.01.2016 № 69 проводилась индексация зарплаты. Увеличение заработной платы коснулось всех категорий работников АО «НИИИ» на 7,5%. Вопрос об индексации заработной платы с учетом инфляции отражен в разделе «Оплата труда» Коллективного договора организации. Работодатель обязуется проводить индексацию не реже одного раза за календарный год одновременно для всех категорий работников. Несмотря на то, что отсутствует Положение о порядке индексации заработной платы, индексация осуществляется ежегодно в виде повышения должностных окладов на величину роста потребительских цен. Решение об увеличении зарплаты с учетом индексации принимается по согласованию с профкомом и оформляется соответствующим приказом о внесении изменений в штатное расписание. В организациях «обычных вооружений», на примере ОАО «Лыткаринский завод оптического стекла» также в соответствии с Приказом Генерального директора с 1 мая 2015 года была произведена индексация до 10% всем категориям работников. В бюджете завода на 2016 год предусмотрен рост заработной платы на 9,9%. Индексация заработной платы проводится один раз в год и данный вопрос отражен в коллективном договоре. Обязательства об индексации заработной платы работников химических отраслей промышленности определены областным отраслевым Соглашением на 2015 – 2017 годы (п.5.1.7), где зафиксировано, что работодатели «проводят индексацию заработной платы работников, ее размер не может быть ниже темпов роста потребительских цен. Рост заработной платы за счет индексации, связанной с ростом потребительских цен, не считается основанием для замены и пересмотра норм труда. В коллективных договорах может быть принят иной порядок индексации, обеспечивающий более высокий уровень тарифных ставок (окладов)». На практике вопрос включения в коллективный договор обязательств по индексации заработной платы работников идет сложно, бывает предметом разногласий сторон переговоров. Зачастую работодатель, беря обязательства по темпам роста заработной платы, отказывается от обязательств по ее индексации в связи с ростом потребительских цен, т.к. считает, что это одно и то же. И увеличив зарплату на 15%, он ее уже проиндексировал на 8. Или предлагает сделать запись, что он проиндексирует зарплату, исходя из финансовых возможностей. Приходится на переговорах обращать внимание работодателя на обязательность индексации зарплаты в соответствии с Трудовым Кодексом РФ (ст.134). Кроме того, помогает при переговорах по этому вопросу извлечения из письма Федеральной службы по труду и занятости № 1073-6-1 от 19.04.2010. Добиться принятия Положения о порядке индексации заработной платы в организациях отрасли пока не удалось. Вместе с тем, все меньше обязательств по индексации зарплаты исходя из финансовых возможностей. По данным обкома профсоюза в 2015 году проиндексирована заработная плата на 8% в АО «Воскресенские минеральные удобрения». В 2016 году началась индексация заработной платы в АК «Валента Фармацевтика» (проходит этапами, началась в транспортном участке, где за счет индексации зарплата работников увеличилась на 4%). Вопрос об индексации зарплаты на этом предприятии удалось внести в колдоговор 2016 – 2018 годов в результате сложных переговоров с представителями работодателей. Ранее (2013 – 2015г.г.) вопрос индексации зарплаты работников был предметом протокола разногласий. Московская областная организация Горно-металлургического профсоюза отмечает, что пунктом 2.2.8 Московского областного отраслевого соглашения по машиностроительному и горно-металлургическому комплексам на 2015-2017 годы работодатели взяли на себя следующие обязательства: «Предусматривают в коллективных договорах порядок и конкретный размер опережающей индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в целях обеспечения повышения реального содержания заработной платы». В коллективных договорах металлургических предприятий Подмосковья, данная норма находит свое отражение. Так в коллективном договоре АО «Москокс» на 2014-2016 годы сказано: 5.3 «Работодатель» обязуется индексировать размер заработной платы в связи с ростом индекса потребительских цен на товары и услуги в Московской области, опубликованном на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru). Индексация проводится в порядке, установленном локальным нормативным актом с учетом мнения представителей работников». Также на АО «Москокс» согласно пункта 5.4. «Стороны договорились, что на основе ежегодного повышения эффективности производства и производительности труда ежегодный рост средней заработной платы промышленно-производственного персонала должен составлять 10 процентов при выполнении плановых объемов производства. В тех случаях, когда финансовое состояние организации, а также отсутствие повышения производительности труда не позволяет работодателю обеспечить указанные в настоящем пункте темпы роста заработной платы, может быть разработан план мероприятий по поэтапному повышению темпов производительности труда и эффективности производства с учетом мнения представителей работников». В коллективном договоре Московского областного филиала ООО «МЕЧЕЛ-ЭНЕРГО» на 2015-2018 годы имеются аналогичные нормы. В действующем коллективном договоре АО «Металлургический завод «Электросталь», включена норма об индексации заработной платы: «Пункт 2.3. Индексировать заработную плату работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с учетом наличия средств в акционерном обществе». Так до 1.12.2013 года ежемесячная доплата к заработной плате составляла 4400 рублей каждому работнику независимо от должности и стажа, с 1.12.2013 года - 5400 рублей, с 1.02.2015 года – 6400 рублей по настоящее время. Однако не во всех коллективных договорах удалось закрепить конкретный порядок индексации. Так в коллективных договорах ряда организаций имеются записи: «При наличии финансовых средств работодатель проводит увеличение заработной платы работникам. Увеличение заработной платы устанавливается совместным решением руководства предприятия и профсоюзного комитета по итогам работы предприятия за год». В организациях Московской областной профсоюзной организации «Электропрофсоюз» не на всех предприятиях энергетики и электротехники, стоящих на профобслуживании была произведена индексация заработной платы. Но на ряде предприятий произошло увеличение заработной платы до 20% за счет увеличения премиальной части заработной платы. А именно: ПАО «Электроизолит» рост средней заработной платы в 2015 году по отношению к 2014 году составил 9,4%. ОАО «НП «Подольсккабель» рост средней заработной платы в 2015 году по отношению к 2014 году составил 17,9%. На Каширской ГРЭС индексация не производилась, так как по условиям коллективного договора индексация предусмотрена 2 раза в год на прирост прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, где находится станция. Прирост прожиточного минимума по Московской области за 2-ое полугодие 2015 года составил минус 874 рубля. На Загорской ГАЭС филиал ОАО «РусГидро» индексация заработной платы в 2015 году составила – 12,39%. В Южных, Северных, Восточных электрических сетях филиалов ПАО «МОЭСК» в 2015 году индексация заработной платы составила 3,7%. На остальных предприятиях индексация заработной платы планируется в 2016 году. Индексация заработной платы на предприятиях Московской областной организации работников РЭП осуществляется через Федеральное отраслевое соглашение, Московское областное отраслевое соглашение и Коллективные договоры на предприятиях. Так п. 5.4.1. Федерального отраслевого соглашения работников радиоэлектронной промышленности предусмотрено: «Довести в 2017 году размер среднемесячной заработной платы работников Организации до уровня не менее 4,0 прожиточных минимумов трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. В Московском областном отраслевом соглашении по организациям оборонно-промышленного комплекса РФ: «Добиться, чтобы средняя заработная плата достигла уровня, установленного соответствующими Федеральными отраслевыми соглашениями… темпа роста среднемесячной заработной платы не ниже достигнутых темпов роста в предыдущем году». На большинстве предприятий отрасли пункты об индексации средней заработной платы внесены в коллективные договоры, а на тех предприятиях, где этого нет, выполняется отраслевое соглашение и Московское областное отраслевое соглашение по организациям оборонно-промышленного комплекса. Так например: НаФГУП ЭМЗ «Звезда» г. Сергиев Посад, пункт 5.11. Коллективного договора включено обязательство работодателя: «… проводить индексацию тарифных ставок и окладов для всех категорий работников не реже одного раза в год на основе официально установленных цен за календарный год». Разработано Положение об индексации, издан приказ. Средняя заработная плата за 3 квартал 2016 года составляет 33000 рублей. Профсоюзный комитет на своих заседаниях заслушивает исполнителей, ответственных за выполнение коллективного договора, в т.ч. по индексации заработной платы. На АО «НПП «Исток» им. Шокина» в разделе Оплата труда п. 5.19 Коллективного договора записано: «Довести в 2017 году размер средней заработной платы работников до уровня не менее 4,0 прожиточных минимумов трудового населения в Московской области». На АО «НИИП им. В.В.Тихомирова» - «…обеспечить в 2016 году среднемесячную заработную плату не менее 50000 рублей. Принять меры по достижению к концу года средней заработной платы в размере не ниже 54000 рублей.». На других предприятиях отрасли индексация заработной платы в колдоговоре не предусмотрена и не производится, но заработная плата ежегодно увеличивается. На начало 2016 года средняя заработная плата на предприятиях Московского областного комитета профсоюза РЭП составила около 48000 рублей, средняя заработная плата на предприятиях более 40000 рублей выросла на 8% по сравнению с тем же периодом прошлого года, на предприятиях со средней заработной платой ниже 40000 рублей она выросла более чем на 25%. В Московской областной организации профсоюза работников лесных отраслей РФ в организациях лесопромышленного сектора экономики М.О. (всего 6 организаций) в коллективных договорах не предусмотрены обязательства по индексации заработной платы, за исключением ОАО МК «Шатура», но фактически, из-за кризиса, индексация по итогам 2015 года не проводилась. Вместе с тем, в организациях ЗАО «Гофрон» и ООО «Картоннобумажный комбинат» по итогам работы за 2015 год была увеличена заработная плата на 4-5% и увеличен на 10% размер оплаты ночных часов до 30% тарифной ставки. Профсоюзный комитет ЗАО «Гофрон» (Калачев С.В.) в настоящее время ведет переговоры с хозяйственным руководителем о заключении дополнительного соглашения по индексации заработной платы. В Московской областной организации профсоюза трудящихся авиационной промышленности индексация заработной платы была проведена на 12 предприятиях. В среднем величина индексации составила 8,4%. Необходимо отметить, что в ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова» действует Положение «О порядке индексации заработной платы работников ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова» от 12.01.2015 №3. В АО «ГосМКБ «Радуга» им.А.Я.Березняка» с 01.01.2016 приказом по предприятию проведена ежегодная индексация тарифов (окладов) всех работников на 10 % и т.д. В Московской областной организации профсоюза машиностроителей на таких предприятиях как ПАО «ЗИО-Подольск» (на 7,7%), ОАО «Коломенский завод» (с 01.01.2016 на 7%) и ОАО «Метровагонмаш» также была произведена индексация заработной платы в 2015 году на 5% и планируется проведение индексации в 2016 году. Одновременно необходимо отметить, что не во всех организациях и предприятиях Московской области индексируется заработная плата. И этот вопрос требует большого внимания со стороны профсоюзов. Выводы: 1. Установление в локальных нормативных актах организации порядка индексации и ее своевременное осуществление являются обязанностями работодателя. 2. Индексация осуществляется не реже одного раза в год с учетом фактических темпов роста индекса потребительских цен, определяемых органами госстатистики. 3. Локальный нормативный акт, устанавливающий порядок индексации, принимается с учетом мнения представительного органа работников. Ссылка на локальный нормативный акт, определяющий порядок индексации, включается в трудовой договор с работником. 4. Осуществление индексации в зависимости от наличия в организации средств, а равно осуществление индексации в размерах, не обеспечивающих надлежащего повышения содержания зарплаты, неправомерны. 5. При неисполнении работодателем обязанности по индексации заработной платы работник может обратиться за защитой своих прав в Государственную инспекцию труда, прокуратуру или суд. Судами рассматриваются индивидуальные обращения, а при наличии коллективного трудового спора он разрешается посредством примирительных процедур внутри организации. За несоблюдение обязанности индексировать зарплату работников в соответствии с ростом индекса потребительских цен и за нарушение порядка индексации работодатель, помимо материальной ответственности перед работником, несет и административную ответственность. |
© 2024 Московское областное объединение организаций профсоюзов
Москва, ул. Земляной вал, д. 36 корп. 2
Электронная почта: valentina_mooop@mail.ru